СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПО СОЗДАНИЮ БЕЗОПАСНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ «Безопасный интернет в школе»……………………………………………..……..
2. Пояснительная записка………………………………………………………..…………...
3. Программа по созданию безопасной информационной среды в школе «Безопасный интернет в школе»………………………………………………….…………………………
4. Литература…………………………….……………………………………………………
5. Приложения………….……………………….…………………………………………….
Приложение 1. Перечень мероприятий по обучению безопасному использованию сети Интернет на 2023-2024 учебный год………………………………………………………….
Приложение 2. ПРАВИЛА использования сети Интернет в МКОУ СОШ № 3 Приложение 3. РЕГЛАМЕНТ доступа к информации в сети Интернет………………
Приложение 4. ИНСТРУКЦИЯ для педагогических сотрудников о порядке действий при осуществлении контроля за использованием учащимися сети Интернет…………..……...
Приложение 5.КЛАССИФИКАТОР информации, не имеющей отношения к образовательному процессу………………………………………………………….………..
Приложение 6. Регламент работы с электронной почтой ………………………………….
Приложение 7. Инструкция по организации антивирусной защиты в МКОУ СОШ № 3 ……………………………………………………………………………………………………………………….
Приложение 8. Методические рекомендации «Безопасный Интернет»………….………...
Приложение 9. Памятка родителям по управлению безопасностью детей в интернете………........................................................................................................................
Приложение 10. Памятка для детей по безопасному поведению в интернете…………….
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
ПО СОЗДАНИЮ БЕЗОПАСНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ В ШКОЛЕ
«Безопасный интернет в школе»
Наименование программы
Безопасный Интернет в школе
Нормативно- правовая база программы
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г.
№ 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
• Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 №149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
• Федеральный закон от 27.07.2006 №152 «О персональных данных»;
• «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПин 2.4.2.2821-10 с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.
• Концепция информационной безопасности детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 2471-р»
• План реализации дополнительных мер в области психолого- педагогического сопровождения несовершеннолетних и развития системы профилактики асоциальных явлений на 2016 г.
Сроки реализации
2022-2026 годы
Разработчики программы
Закурдаева Ю.А. – директор, ответственный за информатизацию в
образовательном учреждении
Исполнители программы
• Классные руководители
• учителя предметники
• Директор
Материально- техническое обеспечение
учебного процесса
• в школе созданы условия для участников образовательного процесса, работают 13 компьютеров в компьютерном классе и в 15 кабинетах у каждого педагога по 1 кабинету
• имеется скоростной выход в Интернет;
• создан и функционирует официальный сайт школы;
Цели и задачи программы
Цели программы:
• Обеспечение гармоничного развития молодого поколения при условии минимизации всех негативных факторов, связанных с формированием гиперинформационного общества в России.
• Формирование безопасной информационной образовательной среды в школе, обеспечение информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовании и пропаганда безопасного поведения в сети Интернет.
Задачи программы:
• формирование у детей навыков самостоятельного и ответственного потребления информационной продукции;
• повышение уровня медиаграмотности детей;
• формирование у детей позитивной картины мира и адекватных базисных представлений об окружающем мире и человеке;
• ценностное, моральное и нравственно-этическое развитие детей; формирование и расширение компетентностей работников образования в области медиабезопасного поведения детей и подростков;
• формирование информационной культуры как фактора обеспечения информационной безопасности;
• изучение нормативно-правовых документов по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
• формирование знаний в области безопасности детей, использующих Интернет;
• организация просветительской работы с родителями и общественностью;
• организация технического контроля безопасности
Основные направления программы
• Разработка и внедрение эффективной модели организации процесса информатизации, включающей информационно- методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение.
• Формирование и апробация инновационных подходов к информатизации школы.
• Оснащение школы современными электронными учебными материалами.
• Подготовка педагогических кадров к освоению и эффективному внедрению информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс.
• Обеспечение школы средствами информационных и коммуникационных технологий.
Планируемые результаты реализации программы
Системный подход в решении задач построения в школе безопасной среды для доступа к сети Интернет:
• обеспечит потребность учителя в постоянном повышении уровня своей квалификации и профессионализма по данному вопросу;
• поможет родителям грамотно организовать информационное пространство ребенка в семье;
• совместные усилия педагогов и родителей создадут рабочую среду ребенка и в школе, и дома с учетом его интересов, сообразно возрастным особенностям и духовным потребностям в рамках общечеловеческих ценностей.
Будет создана новая медиасреда, соответствующая следующим характеристикам:
• наличие развитых информационно-коммуникационных механизмов, направленных на социализацию молодого поколения и раскрытие его творческого потенциала;
• свободный доступ детей к историко-культурному наследию предшествующих поколений;
• качественный рост уровня медиаграмотности детей;
• увеличение числа детей, разделяющих ценности патриотизма;
• гармонизация меж- и внутрипоколенческих отношений;
• популяризация здорового образа жизни среди молодого поколения;
• формирование среди детей устойчивого спроса на получение высококачественных информационных продуктов;
• снижение уровня противоправного и преступного поведения среди детей;
• формирование у детей уважительного отношения к интеллектуальной собственности и авторскому праву, сознательный отказ от использования "пиратского" контента. (Концепция
информационной безопасности детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 2471- р»)
Возможные риски
• Запрет доступа к негативной информации формирует у ребенка желание получить эту информацию.
1. Пояснительная записка
Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно- телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.
В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и
«помощником» и даже «воспитателем», «учителем». Всеобщая информатизация и
доступный, высокоскоростной Интернет уравнял жителей больших городов и малых
деревень в возможности получить качественное образование и стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.
Использование Интернета в образовательных учреждениях и дома расширяет
информационное образовательное пространство обучающего и позволяет повысить эффективность обучения.
Доступ учащихся к информационным ресурсам сети Интернет дает возможность школьникам пользоваться основным и дополнительным учебным материалом, необходимым для обучения в школе, выполнять домашние задания, самостоятельного обучаться. Благодаря таким ресурсам у школьников появляется возможность узнавать о проводимых олимпиадах, конкурсах, и принимать в них активное участие.
Использование Интернета в работе с детьми и в работе школы достаточно обширно:
• это использование электронной почты;
• поиск в сети нужной информации;
• создание собственных школьных веб-страниц;
• рассылка и/или съем материалов (нормативных документов, информации о семинарах и конкурсах и т.п.);
• обмен опытом;
• ответы на типичные вопросы;
• получение ("скачивание") небольших обучающих программ по разным предметам;
• совместные проекты школьников (и учителей) разных школ.
Однако использование Интернета в образовательной деятельности таит в себе много опасностей, существует ряд аспектов, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих проблемы в поведении у психически неустойчивых школьников, представляющих для детей угрозу.
«Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными
гражданами своей страны – теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать» .
Важно, чтобы во всех школах был безопасный Интернет.
По статистическим данным на сегодняшний день в России насчитывается от 8 до10 млн. интернет-пользователей в возрасте до 14 лет. Две трети детей выходят в глобальную сеть самостоятельно, без присмотра родителей и педагогов.
Примерно 40% школьников посещают веб-страницы нежелательного и запрещенного содержания. У многих развивается интернет-зависимость и игромания.
Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита их физического, умственного и нравственного развития во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права (Рекомендации Европейского Парламента и Совета ЕС от 20.12.2006 о защите несовершеннолетних и человеческого
достоинства в Интернете, Решение Европейского парламента и Совета № 276/1999/ЕС о принятии долгосрочного плана действий Сообщества по содействию безопасному использованию Интернета посредством борьбы с незаконным и вредоносного содержимого в рамках глобальных сетей).
2. Программа по созданию безопасной информационной среды
«Безопасный Интернет в школе»
Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью,
физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"). Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями учителей, родителей и самих школьников.
Согласно Концепции информационной безопасности детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 2471-р», обеспечение
информационной безопасности должно строиться на следующих принципах:
признание детей равноправными участниками процесса формирования информационного общества в Российской Федерации;
ответственность государства за соблюдение законных интересов детей в информационной сфере;
необходимость формирования у детей умения ориентироваться в современной информационной среде;
воспитание у детей навыков самостоятельного и критического мышления;
развитие государственно-частного партнерства в целях обеспечения законных интересов детей в информационной среде;
повышение эффективности сотрудничества представителей средств массовой информации и массовых коммуникаций и государственных органов в интересах защиты детей от
информации, способной причинить вред их здоровью и развитию; обучение детей медиаграмотности;
поддержка творческой деятельности детей в целях их самореализации в информационной среде;
создание условий для формирования в информационной среде благоприятной атмосферы для детей вне зависимости от их социального положения, религиозной и этнической принадлежности;
взаимодействие различных ведомств при реализации стратегий и программ в части, касающейся обеспечения информационной безопасности детей;
обеспечение широкого доступа детей к историческому и культурному наследию России через использование современных средств массовых коммуникаций;
открытость и взаимодействие с другой информационной культурой и традициями, формирование у детей объективного представления о российской культуре как неотъемлемой части мировой цивилизации.
Данная программа рассчитана на период 2022-2026годы.
Работа с обучающимися должна вестись в зависимости от возрастных особенностей: начальное звено (2-4 класс), основное (5-9 класс). На каждом этапе необходимы специальные формы и методы обучения в соответствии с возрастными особенностями. Для организации безопасного доступа к сети Интернет в МОУ СОШ № 34 созданы следующие условия:
1. В образовательном учреждении разработаны и утверждены:
• ПРАВИЛА использования сети Интернет;
• ИНСТРУКЦИЯ по вопросам регламентации доступа к информации в сети Интернет;
• ИНСТРУКЦИЯ для педагогических сотрудников о порядке действий при осуществлении контроля за использованием учащимися сети Интернет;
• КЛАССИФИКАТОР информации, не имеющей отношения к образовательному процессу;
• Регламент работы с электронной почтой;
• Инструкция по организации антивирусной защиты;
• ПОЛОЖЕНИЕ о сайте муниципального общеобразовательного учреждения Медведковская основная общеобразовательная школа;
2. Контроль использования учащимися сети Интернет осуществляется с помощью программно-технических средств и визуального контроля.
3. На официальном сайте школы создан раздел для обучающихся «Правила безопасности в сети Интернет», где размещены материалы, посвященные безопасному поведению в сети Интернет и его использованию. А также на сайте размещены полезные ссылки для обучающихся и родителей.
4. Имеется журнал учета работы в сети Интернет.
5. Ежегодно проводится Неделя безопасности в сети Интернет.
Для преодоления негативного воздействия сети Интернет школа проводит целенаправленную воспитательную работу с педагогическим коллективом, учащимися, родителями.
Механизм реализации программы
Безопасность детей одна из главных задач цивилизованного общества, поэтому обеспечивать безопасность детей в Интернете должны все, кто причастен к этому обществу.
Контроль за учащимися в сети Интернет осуществляют:
1) во время проведения занятий – преподаватель, проводящий занятие;
2) во время использования сети Интернет для свободной работы учащихся - лицо, назначенное приказом директора школы по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете.
Данные лица обладают необходимой квалификацией и знаниями в области информационных технологий.
Для решения вопросов безопасности Интернета в школе организован технический контроль, ведется профилактическая работа с обучающимися и их родителями, доступны информационные ресурсы для всех участников образовательного процесса.
Технический контроль
Чтобы ограничить доступ учащихся к информации, которая может оказать на них негативное воздействие, в школе установлена специальная система фильтрации интернет- от Ростелеком с предоставлением сертификатов, исключающая доступ к такой
информации. Программой блокируется доступ к сайтам, содержащим материалы, которые определены как опасные. С помощью технологии фильтров и блокировки можно ограничить список собеседников, с которыми дети общаются через Интернет. Тем не менее, нет компьютерных программ, способных полностью защитить ребенка от доступа к нежелательной информации.
Антивирусный пакет, установленный на все компьютеры, также позволяет ограничить доступ юных пользователей Интернета к нежелательному контенту и обеспечить
безопасность школьной компьютерной сети.
Обе программы позволяют организовать доступ в Интернет по «черным» и «белым» спискам.
Профилактическая работа с обучающимися
Работа с учащимися проводится с учетом их возрастных особенностей. В начальной школе – в виде сказок, игр. В средней школе – в виде бесед, ролевых игр, диспутов, тренингов.
Профилактическая работа с родителями
Формы работы с родителями различны – родительские собрания, индивидуальные беседы, лекции. Родители должны понимать, что никто так сильно не отвечает за безопасность
детей в Интернете, как сами родители. Только они могут полностью контролировать своих детей.
Выдержка из аннотации к книге Заряны и Нины Некрасовых «Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним делать», вышедшей в издательстве «София»:
«Дети и подростки прирастают к розетке тогда, когда реальный мир не может предложить им других полноценных занятий. Не надо бороться с компьютером, борьба не укрепляет семьи. Надо просто понять истинные потребности своих детей - и найти в себе силы и время общаться, играть, слушать их. Просто посмотреть на все (в том числе и на компьютеры, ТВ, мобильник, плеер и прочие розеточные изобретения) глазами детей и подростков. И тогда виртуальный мир станет помощником вашей семье, для чего он, собственно, и предназначен».
Для разъяснения родителям опасностей Интернета проводятся родительские собрания
«Безопасный Интернет - детям».
Информационный ресурс
Для достижения положительных результатов необходимо проводить комплексную работу семьи школы. Именно преподаватели и родители смогут предостеречь детей от возможных опасностей и ошибок. Существует ряд сайтов, посвященных безопасности
детей в Интернете: http://персональныеданные.дети/, http://rkn.gov.ru/personal-data/, http://сетевичок.рф/, www.detionline.org, www.interneshka.net, http://www.google.ru/intl/ru/safetycenter/families/start/ - Безопасный Интернет для детей
http://detionline.com/ - Дети России онлайн, http://www.internet-kontrol.ru/ - сайт для умных родителей, http://www.internet-kontrol.ru/stati/bezopasnost-detey-v-internete.html - Безопасность детей в интернете.
ресурсы которых оказывают огромную помощь, как взрослым, так и детям. Также информация для родителей и детей по безопасной работе в Интернет размещена на официальном сайте школы и в классных уголках.
Таким образом, в школе необходимо регулярно вести работу по формированию безопасной информационной образовательной среды школы, обеспечению
информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовании, и пропаганде безопасного поведения в сети Интернет.
Прогноз возможных негативных последствий и способы коррекции, компенсации негативных последствий
Запрет доступа к негативной информации формирует у ребенка желание получить эту информацию во что бы то ни стало. И эту информацию он может получить вне школы и дома у друзей или знакомых. Поэтому очень важно формировать информационную культуру и создать индивидуальную рабочую среду ребенку и в школе и дома с учетом его интересов, сообразно возрастным особенностям и духовным потребностям в рамках общечеловеческих ценностей.
Планируемые результаты
Системный подход в решении задач построения в школе безопасной среды для доступа к сети Интернет:
• обеспечит потребность учителя в постоянном повышении уровня своей квалификации и профессионализма по данному вопросу;
• поможет родителям грамотно организовать информационное пространство ребенка в
семье;
• совместные усилия педагогов и родителей создадут рабочую среду ребенка и в школе, и дома с учетом его интересов, сообразно возрастным особенностям и духовным
потребностям в рамках общечеловеческих ценностей.
• наличие развитых информационно-коммуникационных механизмов, направленных на социализацию молодого поколения и раскрытие его творческого потенциала;
• свободный доступ детей к историко-культурному наследию предшествующих поколений;
• качественный рост уровня медиаграмотности детей;
• увеличение числа детей, разделяющих ценности патриотизма;
• гармонизация меж- и внутрипоколенческих отношений;
• популяризация здорового образа жизни среди молодого поколения;
• формирование среди детей устойчивого спроса на получение высококачественных информационных продуктов;
• снижение уровня противоправного и преступного поведения среди детей;
• формирование у детей уважительного отношения к интеллектуальной собственности и авторскому праву, сознательный отказ от использования "пиратского" контента». (Концепция информационной безопасности детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 2471-р).
Перспективы дальнейшей работы школы по созданию Интернет-пространства для участников образовательного процесса
Формирование информационной культуры и безопасности - процесс длительный и сложный, но важный и необходимый. Интернет может быть и всемирной энциклопедией, объединяющей информационные ресурсы во всем мире. Задача взрослых (педагогов, родителей) - формирование разносторонней интеллектуальной личности, высокий нравственный уровень которой будет гарантией ее информационной безопасности. А для этого необходимо повышать квалификацию педагогов по вопросам информационной
безопасности, чтобы уметь оперативно ориентироваться и ориентировать детей по
безопасному поведению в Интернете. Регулярно проводить родительский всеобуч по вопросам кибербезопасности и работать не вдогонку, а на опережение.
4. Литература
1. Федеральный закон «Об образовании», Закон РФ от 29.12.2012 № 273.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
4. Федеральный закон от 27.07.2006 №152 «О персональных данных».
5. Концепция информационной безопасности детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 2471-р».
6. Грушо А.А., Тимонина Е.Е. Теоретические основы защиты информации. – М.: Издательство Агентства «Яхтсмен», 1996.
7. Девянин П.Н., Михальский О.О., Правиков Д.И., Щербаков А.Ю. Теоретические основы компьютерной безопасности. – М.: Радио и связь, 2000.
8. Казарин О.В. Безопасность программного обеспечения компьютерных систем. Монография. – М.: МГУЛ, 2003. – 212 с.
9. Новиков А.А., Устинов Г.Н. Уязвимость и информационная безопасность телекоммуникационных технологий: Учебное пособие. – М. «Радио и связь», 2003.
10. Серебряник Е. Э. Формирование информационно-личностной безопасности учащихся
основой школы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Калининград 2011.
11. Ссылки на используемые сайты:
http://interneshka.org/events/
http://obo-sosh2.ru/roditelyam/opasnost-interneta.html http://персональныеданные.дети/ http://rkn.gov.ru/personal-data/
Перечень приложений:
1. Перечень мероприятий по обучению безопасному использованию сети Интернет на 2022-2023 учебный год.
2. ПРАВИЛА использования сети Интернет;
3. РЕГЛАМЕНТ доступа к информации в сети Интернет;
4. ИНСТРУКЦИЯ для педагогических сотрудников о порядке действий при осуществлении контроля за использованием сети Интернет;
5. КЛАССИФИКАТОР информации, не имеющей отношения к образовательному процессу;
6. Регламент работы с электронной почтой.
7. Инструкция по организации антивирусной защиты;
8. Положение о сайте ОУ;
9. Методические рекомендации «Безопасный Интернет».
10. Памятка родителям по управлению безопасностью детей в интернете.
11. Памятка для детей по безопасному поведению в интернете.
Приложение 1
Перечень мероприятий по обучению безопасному использованию сети Интернет на 2023-2024учебный год
№
Период проведения
Наименование мероприятия
Ответственный
1
Сентябрь - май
2022 - 2023
Уроки безопасности работы в Интернет для учащихся 2–4, 5–9 классов.
Классные руководители 2-9 классов, учитель информатики
2
Сентябрь 2022
Изучение нормативных документов по организации безопасного доступа к сети Интернет
Администратор сайта
3
Октябрь 2022
Организация и проведение конкурса детских работ «Мой безопасный Интернет» с номинациями:
• Плакат,
• Рассказ о позитивном контенте («Мои любимые сайты», «Любимые сайты нашей семьи»)
Ответственный за информатизацию
4
Ноябрь 2022
- Проведение классных часов, задачей которых
является ознакомление учащихся с опасностями, которые подстерегают их в Интернете:
«Безопасность в сети Интернет» (5-6 кл.),
«Развлечения и безопасность в Интернете»,
«Темная сторона Интернета» (7-8 кл.),
«Опасности в Интернете» «Как обнаружить ложь и остаться правдивым в Интернете»,
«Остерегайся мошенничества в Интернете» (9 кл.).
Классные руководители 5-9 классов.
5
Декабрь 2022
Игра-путешествие «Весёлый Интернет» (обзор детских сайтов) – возраст младшие школьники.
• Экспресс-опрос «Детки в сетке».
• Памятки и буклеты для детей:
• «Защити себя сам!» (советы детям для безопасного поиска в Интернете).
• «Безопасный Интернет – детям»
• «Интернет-ресурсы для детей» (полезные сайты).
Учителя начальных классов.
6
Январь 2023
Проведение бесед, диспутов: «Безопасность при работе в Интернете», «О личной безопасности в Интернет», «Сетевой этикет», «Этика сетевого общения » (7-8 классы), «Форумы и чаты в Интернет» (9 класс).
Учитель информатики и ИКТ
7
Март 2023
Круглый стол ««Информационная безопасность сетевой технологии работы»
Учитель информатики Администратор сайта
8
В течение года
- Выступление на родительском собрании на тему: «Быть или не быть Интернету в
Классные руководители
2022-2023
компьютере вашего ребенка?»
• Анкетирование «Знают ли родители, с кем общается их ребенок в сети?»
• Консультирование родителей по вопросам установки контентной фильтрации на домашних компьютерах.
Учитель информатики Администратор сайта
Приложение 2
Правила использования сети Интернет
в МКОУ СОШ № 3
1. Общие положения
1.1. Использование сети Интернет направлено на решение задач учебно-воспитательного процесса.
1.2. Настоящие Правила регулируют условия и порядок использования сети Интернет в ОУ.
1.3. Настоящие Правила имеют статус локального нормативного акта ОУ.
2. Организация использования сети Интернет в ОУ
2.1. Вопросы использования возможностей сети Интернет в учебно-образовательном процессе рассматриваются на педагогическом совете ОУ. Педагогический совет принимает Правила использования сети Интернет на учебный год. Правила вводятся в действие приказом директора МБОУ СОШ № 34.
2.2. Правила использования сети Интернет разрабатываются педагогическим советом ОУ на основе примерного регламента самостоятельно либо с привлечением внешних экспертов, в качестве которых могут выступать:
• педагоги других образовательных учреждений, имеющие опыт использования Интернета в образовательном процессе;
• специалисты в области информационных технологий;
• родители обучающихся.
2.3. При разработке правил использования сети Интернет педагогический совет руководствуется:
• законодательством Российской Федерации;
• опытом целесообразной и эффективной организации учебного процесса с использованием информационных технологий и возможностей Интернета;
• интересами обучающихся;
• целями образовательного процесса;
• рекомендациями профильных органов и организаций в сфере классификации ресурсов сети Интернет.
2.4. Руководитель ОУ отвечает за обеспечение эффективного и безопасного доступа к сети Интернет в ОУ, а также за выполнение установленных правил. Для обеспечения доступа участников образовательного процесса к сети Интернет в соответствии с установленным в ОУ правилами руководитель ОУ назначает своим приказом
ответственных за доступ к сети Интернет и обеспечение системы контентной фильтрации.
2.5. Педагогический совет ОУ:
• принимает решение о разрешении/блокировании доступа к определенным ресурсам (или) категориям ресурсов сети Интернет;
• определяет характер и объем информации, публикуемой на интернет-ресурсах ОУ;
• дает руководителю ОУ рекомендации о назначении и освобождении от исполнения своих функций лиц, ответственных за доступ к сети Интернет и обеспечение системы контентной фильтрации;
2.6. Во время уроков и других занятий в рамках учебного плана контроль использования обучающимися сети Интернет осуществляет педагог, ведущий занятие.
При этом педагог:
• наблюдает за использованием компьютера и сети Интернет обучающимися;
—принимает меры по пресечению обращений к ресурсам, не имеющим отношения к образовательному процессу.
2.7. Во время свободного доступа обучающихся к сети Интернет вне учебных занятий контроль использования ресурсов Интернета осуществляют работники ОУ, определенные приказом его руководителя.
Работник ОУ:
• наблюдает за использованием компьютера и сети Интернет обучающимися;
• принимает меры по пресечению обращений к ресурсам, не имеющих отношения к образовательному процессу;
• сообщает классному руководителю о преднамеренных попытках обучающегося осуществить обращение к ресурсам, не имеющим отношения к образовательному процессу.
2.8. При использовании сети Интернет в ОУ обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской
Федерации, которые имеют прямое отношение к образовательному процессу. Проверка выполнения такого требования осуществляется с помощью специальных технических средств и программного обеспечения контентной фильтрации, установленного в ОУ.
2.9. Пользователи сети Интернет в ОУ должны учитывать, что технические средства и программное обеспечение не могут обеспечить полную фильтрацию ресурсов сети Интернет вследствие частого обновления ресурсов. В связи с этим существует вероятность обнаружения обучающимися ресурсов, которые не имеют отношения к образовательному процессу и содержание которых противоречит законодательству Российской Федерации. Участникам использования сети Интернет в ОУ необходимо сообщить о случайном доступе к подобной информации ответственному за контент- фильтрацию в ОУ.
2.10. Отнесение определенных ресурсов и (или) категорий ресурсов в соответствующие группы, доступ к которым регулируется техническими средствами и программным обеспечением контентной фильтрации, в соответствии с принятыми в ОУ правилами обеспечивается работником ОУ, назначенным его руководителем.
2.11. Принципы размещения информации на Интернет-ресурсах ОУ призваны обеспечивать:
• соблюдение действующего законодательства Российской Федерации, интересов и прав граждан;
• защиту персональных данных обучающихся, педагогов и сотрудников;
• достоверность и корректность информации.
2.12. Персональные данные обучающихся (включая фамилию и имя, класс/год обучения, возраст, фотографию, данные о месте жительства, телефонах и пр., иные сведения личного характера) могут размещаться на Интернет-ресурсах, создаваемых ОУ, только с письменного согласия родителей или иных законных представителей обучающихся. Персональные данные педагогов и сотрудников ОУ размещаются на его Интернет- ресурсах только с письменного согласия лица, чьи персональные данные размещаются.
2.13. В информационных сообщениях о мероприятиях, размещенных на сайте ОУ без уведомления и получения согласия упомянутых лиц или их законных представителей, могут быть указаны лишь фамилия и имя обучающегося либо фамилия, имя и отчество преподавателя, сотрудника или родителя.
2.14. При получении согласия на размещение персональных данных представитель ОУ обязан разъяснить возможные риски и последствия их опубликования. ОУ не несет ответственности за такие последствия, если предварительно было получено письменное согласие лица (его законного представителя) на опубликование персональных данных.
3. Использование сети Интернет в ОУ
3.1. Использование сети Интернет в ОУ осуществляется, как правило, в целях образовательного процесса.
3.2. По разрешению лица, ответственного за доступ к сети Интернет и обеспечение системы контентной фильтрации, педагоги, сотрудники, обучающиеся вправе:
• размещать собственную информацию в сети Интернет на Интернет-ресурсах ОУ;
• иметь учетную запись электронной почты на Интернет-ресурсах ОУ.
3.3. Обучающемуся запрещается:
• обращаться к ресурсам, содержание и тематика которых недопустимы для несовершеннолетних и/или нарушают законодательство Российской Федерации (эротика, порнография, пропаганда насилия, терроризма, политического или религиозного экстремизма, национальной, расовой и т.п. розни, иные ресурсы схожей направленности);
• осуществлять любые сделки через Интернет;
• осуществлять загрузки файлов на компьютер ОУ без специального разрешения;
• распространять оскорбительную, не соответствующую действительности, порочащую других лиц информацию, угрозы.
3.4. При случайном обнаружении ресурса, содержание которого не имеет отношения к образовательному процессу, обучающийся обязан незамедлительно сообщить об этом
педагогу, проводящему занятие. Педагог обязан зафиксировать доменный адрес ресурса и время его обнаружения и сообщить об этом лицу, ответственному за доступ к сети Интернет и обеспечение системы контентной фильтрации.
Ответственный обязан:
• принять информацию от педагога;
• направить информацию о некатегоризированном ресурсе оператору технических
средств и программного обеспечения технического ограничения доступа к информации (в течение суток);
• в случае явного нарушения обнаруженным ресурсом законодательства Российской Федерации сообщить о нем по специальной «горячей линии» для принятия мер в соответствии с законодательством Российской Федерации (в течение суток).
Передаваемая информация должна содержать:
• доменный адрес ресурса;
• сообщение о тематике ресурса, предположения о нарушении ресурсом законодательства Российской Федерации либо его несовместимости с задачами образовательного процесса;
• дату и время обнаружения;
• информацию об установленных в ОУ технических средствах технического ограничения доступа к информации.
Приложение 3.
РЕГЛАМЕНТ
работы обучающихся и педагогических работников в сети Интернет МКОУ СОШ № 3
I. Общие положения
«Точка доступа» к сети Интернет предназначена для обслуживания образовательных, информационных потребностей работников и обучающихся. Педагогические работники, сотрудники и обучающиеся (в дальнейшем пользователь) допускаются к работе на
Выход в сеть Интернет осуществляется по графику за закрепленным рабочим местом пользователя на основании предварительной записи в журнале «Учета времени работы в сети Интернет» у администратора или при наличии свободных мест в зависимости от категории пользователя:
• Обучающимся предоставляется доступ в Интернет согласно расписанию занятий и после уроков.
• Педагогическим работникам предоставляется доступ согласно служебным запискам на имя директора с указанием планируемого времени работы. Время работы в Интернет лимитируется администрацией образовательного учреждения.
• Остальным пользователям предоставляется доступ при наличии резерва пропускной способности канала передачи.
По всем вопросам, связанным с доступом в Интернет, следует обращаться к администратору Интернет-класса.
II. Правила работы
Для доступа в Интернет используется программа «Internet Explorer». Отправка электронной почты с присоединенной к письму информацией, запись информации на флеш-карты и оптические диски осуществляется у администратора.
При работе в Интернет пользователь обязан:
1. Выполнять все требования администратора.
2. В начале работы пользователь должен зарегистрироваться в системе, т.е. внести свой логин и пароль.
3. Запрещается работать под чужим регистрационным именем, сообщать кому-либо пароль, одновременно входить в сеть более чем с одной рабочей станции.
4. Каждому пользователю, при наличии технической возможности, предоставляется персональный каталог для хранения личных данных общим объемом не более 5 Мб, возможность работы с почтовым ящиком для отправки и получения электронной почты.
5. Пользователю разрешается копировать информацию на диски, предварительно проверенные на вирус.
6. Пользователю запрещается любое копирование на жесткие диски.
7. Пользователю запрещено вносить изменения в программное обеспечение установленное на рабочей станции.
8. Запрещена передача информации, представляющей коммерческую или государственную тайну. Распространение информации, порочащей честь и достоинство граждан.
9. Запрещается работать с объемными ресурсами (video, audio, chat, игры и др.) без согласования с администратором.
10. Запрещается доступ к сайтам, содержащим информацию, противоречащую общепринятой этике.
11. Пользователь обязан сохранять оборудование в целостности и сохранности. При нанесении ущерба (порча имущества, вывод оборудования из рабочего состояния) пользователь несет материальную ответственность в соответствии действующим законом.
12. Пользователь должен помнить свой пароль. В случае утраты пароля пользователь обязан сообщить об этом администратору.
13. При возникновении технических проблем пользователь обязан поставить в известность администратора.
14. За нарушения правил работы в сети Интернет пользователь получает первое предупреждение и лишается права выхода в Интернет сроком на 1 месяц. При повторном нарушении – пользователь лишается доступа в Интернет.
III. Правила регистрации
Для доступа в Интернет пользователь должен пройти процесс регистрации: 1.Пользователь обязан ознакомиться с «Регламентом работы обучающихся и
педагогических работников в сети Интернет», расписаться в журнале учета работы в сети Интернет обучающихся и педагогических работников.
2.Перед работой необходимо ознакомиться с «Памяткой использования ресурсов сети Интернет».
Приложение 4.
Инструкция
для педагогических работников и сотрудников МКОУ СОШ № 3 школа о порядке действий при осуществлении контроля использования обучающимися сети Интернет
1. Настоящая инструкция устанавливает порядок действий сотрудников образовательного учреждения при обнаружении:
1) обращения обучающихся к контенту, не имеющему отношения к образовательному процессу;
2) отказа при обращении к контенту, имеющему отношение к образовательному процессу, вызванного техническими причинами.
2. Контроль использования обучающимися сети Интернет осуществляют:
1) во время занятия — проводящий его преподаватель;
2) во время использования сети Интернет для свободной работы обучающихся — сотрудник ОУ, назначенный руководителем ОУ в установленном порядке.
3. Преподаватель:
• определяет время и место работы обучающихся в сети Интернет с учетом использования в образовательном процессе соответствующих технических возможностей, а также длительность сеанса работы одного обучающегося;
• наблюдает за использованием обучающимися компьютеров и сети Интернет;
• способствует осуществлению контроля объемов трафика ОУ в сети Интернет;
• запрещает дальнейшую работу обучающегося в сети Интернет на уроке (занятии) в случае нарушения им порядка использования сети Интернет и предъявляемых к обучающимся требований при работе в сети Интернет;
• доводит до классного руководителя информацию о нарушении обучающимся правил работы в сети Интернет;
• принимает необходимые меры по пресечению обращений к ресурсам, не имеющим отношения к образовательному процессу.
4. При обнаружении ресурса, который, по мнению преподавателя, содержит информацию, запрещенную для распространения в соответствии с законодательством Российской
Федерации, или иного потенциально опасного для обучающихся контента, он сообщает об этом лицу, ответственному за работу Интернета и ограничение доступа.
5. В случае отказа доступа к ресурсу, разрешенному в ОУ, преподаватель также сообщает об этом лицу, ответственному за работу Интернета и ограничение доступа.
Приложение 5.
Классификатор
информации, не имеющей отношения к образовательному процессу в МКОУ СОШ № 3
1. Классификацию информации, запрещенной законодательством Российской Федерации к распространению и не имеющей отношения к образовательному процессу, осуществляют специальные экспертно-консультативные органы (советы) при органах управления образованием.
2. Классификатор информации, запрещенной законодательством Российской Федерации к распространению, применяется в единообразном виде на всей территории Российской Федерации.
3. Классификатор информации, не имеющей отношения к образовательному процессу, может содержать как части (разделы), рекомендуемые к применению в единообразном виде на всей территории Российской Федерации, так и части (разделы), рекомендуемые к использованию экспертно-консультативными органами (советами) регионального и (или) муниципального уровня.
4. В соответствии с законодательством Российской Федерации образовательное
учреждение свободно в выборе и применении классификаторов информации, не имеющей отношения к образовательному процессу, а также несет ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции.
5. Рекомендации по формированию Классификатора информации, распространение которой запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации, разработаны в соответствии с проведенным анализом законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации.
№№
Тематическая категория
Содержание
1
Пропаганда войны, разжигание ненависти и вражды, пропаганда порнографии и антиобщественного поведения
• Информация, направленная на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды;
• информация, пропагандирующая порнографию, культ насилия и жестокости, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение
2
Злоупотребление свободой СМИ — экстремизм
Информация, содержащая публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, оправдывающая терроризм, содержащая другие экстремистские материалы
3
Злоупотребление свободой СМИ — наркотические средства
Сведения о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ
№№
Тематическая категория
Содержание
использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров
4
Злоупотребление свободой СМИ — информация с ограниченным доступом
Сведения о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения контртеррористических операций
5
Злоупотребление свободой СМИ — скрытое воздействие
Информация, содержащая скрытые вставки и иные технические способы воздействия на подсознание людей и (или) оказывающая вредное влияние на их здоровье
6
Экстремистские материалы или экстремистская
деятельность (экстремизм)
А) Экстремистские материалы, то есть
предназначенные для обнародования документы или информация, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии,
фашистской партии Италии; публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных
преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы;
Б) экстремистская деятельность (экстремизм) включает деятельность по распространению материалов (произведений), содержащих хотя бы один из следующих признаков:
• насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской
Федерации;
• подрыв безопасности Российской Федерации, захват или присвоение властных полномочий, создание незаконных вооруженных формирований;
• осуществление террористической деятельности либо публичное оправдание терроризма;
• возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;
• унижение национального достоинства;
• осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам
идеологической, политической, расовой,
№№
Тематическая категория
Содержание
национальной или религиозной ненависти либо
вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;
• пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
• воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти, избирательных комиссий, а также законной деятельности должностных лиц указанных органов, комиссий, сопровождаемое насилием или угрозой его применения;
• публичная клевета в отношении лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением, сопровождаемая обвинением указанного лица в совершении деяний, указанных в настоящей статье, при условии, что факт клеветы установлен в судебном порядке;
• применение насилия в отношении представителя государственной власти либо угроза применения насилия в отношении представителя государственной власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей;
• посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность;
• нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями, расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, социальной принадлежностью или социальным происхождением
7
Вредоносные программы
Программы для ЭВМ, заведомо приводящие к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети
8
Преступление
• Клевета (распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого
№№
Тематическая категория
Содержание
лица или подрывающих его репутацию);
• оскорбление (унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме);
• публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма;
• склонение к потреблению наркотических средств и психотропных веществ;
• незаконное распространение или рекламирование порнографических материалов;
• публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности;
• информация, направленная на пропаганду национальной, классовой, социальной нетерпимости, а также социального, расового, национального и религиозного неравенства;
• публичные призывы к развязыванию агрессивной войны
9
Ненадлежащая реклама
Информация, содержащая рекламу алкогольной продукции и табачных изделий
10
Информация с ограниченным доступом
Информация, составляющая государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну
6. Приводимый далее перечень категорий Классификатора информации, не имеющей отношения к образовательному процессу, носит рекомендательный характер и может быть дополнен, расширен или иным образом изменен в установленном порядке, в том числе с учетом специфики образовательного учреждения, социокультурных особенностей автономного округа и иных обстоятельств.
№№
Тематическая категория
Содержание
1
Алкоголь
Реклама алкоголя, пропаганда потребления алкоголя. Сайты компаний, производящих алкогольную продукцию
2
Баннеры и рекламные программы
Баннерные сети, всплывающая реклама, рекламные программы
3
Вождение и автомобили (ресурсы данной категории, не имеющие отношения к образовательному процессу)
Не имеющая отношения к образовательному процессу информация об автомобилях и других транспортных средствах, вождении, автозапчастях, автомобильных журналах, техническом обслуживании, аксессуарах к автомобилям
№№
Тематическая категория
Содержание
4
Досуг и развлечения (ресурсы данной категории, не имеющие отношения к образовательному процессу)
Не имеющая отношения к образовательному процессу информация:
• фотоальбомы и фотоконкурсы;
• рейтинги открыток, гороскопов, сонников;
• гадания, магия и астрология;
• ТВ-программы;
• прогнозы погоды;
• тесты, конкурсы онлайн;
• туризм, путешествия;
• тосты, поздравления;
• кроссворды, сканворды, ответы к ним;
• фантастика;
• кулинария, рецепты, диеты;
• мода, одежда, обувь, модные аксессуары, показы мод;
• тексты песен, кино, киноактеры, расписания концертов, спектаклей, кинофильмов, заказ билетов в театры, кино и т.п.;
• о дачах, участках, огородах, садах, цветоводстве, животных, питомцах, уходе за ними;
• о рукоделии, студенческой жизни, музыке и музыкальных направлениях, группах, увлечениях, хобби, коллекционировании;
• о службах знакомств, размещении объявлений онлайн;
• анекдоты, «приколы», слухи;
• о сайтах и журналах для женщин и для мужчин;
• желтая пресса, онлайн-ТВ, онлайн-радио;
• о знаменитостях;
• о косметике, парфюмерии, прическах, ювелирных украшениях.
5
Здоровье и медицина (ресурсы данной категории, не имеющие отношения к образовательному процессу)
Не имеющая отношения к образовательному процессу информация о шейпинге, фигуре, похудении,
медицине, медицинских учреждениях, лекарствах, оборудовании, а также иные материалы на тему
«Здоровье и медицина», которые, являясь
академическими, по сути, могут быть также отнесены к другим категориям (порнография, трупы и т.п.)
6
Компьютерные игры (ресурсы данной категории, не имеющие отношения к образовательному процессу)
Не имеющие отношения к образовательному процессу компьютерные онлайновые и оффлайновые игры, советы для игроков и ключи для прохождения игр, игровые форумы и чаты
7
Корпоративные сайты, интернет-представительства негосударственных
учреждений
Содержащие информацию, не имеющую отношения к образовательному процессу, сайты коммерческих
фирм, компаний, предприятий, организаций
№№
Тематическая категория
Содержание
(ресурсы данной категории, не имеющие отношения к образовательному процессу)
8
Личная и немодерируемая информация
Немодерируемые форумы, доски объявлений и конференции, гостевые книги, базы данных,
содержащие личную информацию (адреса, телефоны и т. п.), личные странички, дневники, блоги
9
Отправка SMS с использованием интернет- ресурсов
Сайты, предлагающие услуги по отправке SMS- сообщений
10
Модерируемые доски объявлений
(ресурсы данной категории, не имеющие отношения к образовательному процессу)
Содержащие информацию, не имеющую отношения к образовательному процессу, модерируемые доски сообщений/объявлений, а также модерируемые чаты
11
Нелегальная помощь школьникам и студентам
Банки готовых рефератов, эссе, дипломных работ и пр.
Неприличный и грубый юмор
Неэтичные анекдоты и шутки, в частности обыгрывающие особенности физиологии человека
12
Нижнее белье, купальники
Сайты, на которых рекламируется и изображается нижнее белье и купальники
13
14
Обеспечение анонимности пользователя, обход контентных фильтров
Сайты, предлагающие инструкции по обходу прокси и доступу к запрещенным страницам; Peer-to-Peer программы, сервисы бесплатных прокси-серверов, сервисы, дающие пользователю анонимность
15
Онлайн-казино и тотализаторы
Электронные казино, тотализаторы, игры на деньги, конкурсы и пр.
Платные сайты
Сайты, на которых вывешено объявление о платности посещения веб-страниц
16
17
Поиск работы, резюме, вакансии (ресурсы данной категории, не имеющие отношения к образовательному процессу)
Содержащие информацию, не имеющую отношения к образовательному процессу, интернет-
представительства кадровых агентств, банки вакансий и резюме
18
Поисковые системы (ресурсы данной категории, не имеющие отношения к образовательному процессу)
Содержащие информацию, не имеющую отношения к образовательному процессу, интернет-каталоги, системы поиска и навигации в Интернете
19
Религии и атеизм (ресурсы данной категории, не имеющие отношения к образовательному процессу)
Сайты, содержащие, не имеющую отношения к образовательному процессу, информацию религиозной и антирелигиозной направленности.
20
Системы поиска изображений
Системы для поиска изображений в Интернете по ключевому слову или словосочетанию
21
СМИ (ресурсы данной
СМИ, содержащие новостные ресурсы и сайты СМИ
№№
Тематическая категория
Содержание
категории, не имеющие отношения к образовательному процессу)
(радио, телевидения, печати), не имеющие отношения к образовательному процессу.
22
Табак, реклама табака, пропаганда потребления табака
Сайты, пропагандирующие потребление табака; реклама табака и изделий из него
23
Торговля и реклама (ресурсы данной категории, не имеющие отношения к образовательному процессу)
Содержащие, не имеющие отношения к образовательному процессу, сайты следующих категорий: аукционы, распродажи онлайн, интернет- магазины, каталоги товаров и цен, электронная коммерция, модели мобильных телефонов,
юридические услуги, полиграфия, типографии и их услуги, таможенные услуги, охранные услуги, иммиграционные услуги, услуги по переводу текста на иностранные языки, канцелярские товары, налоги, аудит, консалтинг, деловая литература, дом, ремонт, строительство, недвижимость, аренда недвижимости, покупка недвижимости, продажа услуг мобильной связи (например, картинки и мелодии для сотовых телефонов), заработок в Интернете, е-бизнес
24
Убийства, насилие
Сайты, содержащие описание или изображение убийств, мертвых тел, насилия и т.п.
25
Чаты (ресурсы данной категории, не имеющие отношения к образовательному процессу)
Не имеющие отношения к образовательному процессу сайты для анонимного общения в режиме онлайн.
Приложение 6.
Регламент
работы с электронной почтой
МКОУ СОШ № 3
1. Общие положения
1.1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 34» (далее – ОУ) имеет свой адрес электронной почты: https://shs_chit_34.chita.zabedu.ru
1.2. Электронная почта в ОУ может использоваться только в административных и образовательных целях.
1.3. Пользователи и владельцы электронных почтовых ящиков должны соблюдать правила и инструкции по работе с электронной почтой, этические нормы общения.
1.4. Перед отправлением сообщения или отчета необходимо проверить правописание и грамматику текста.
1.5. Пользователям данного сервиса запрещено:
участвовать в рассылке посланий, не связанных с образовательной или административной деятельностью ОУ;
пересылать по произвольным адресам не затребованную потребителями информацию (спам);
отправлять сообщения противозаконного или неэтического содержания;
использовать массовую рассылку электронной почты, за исключением необходимых случаев;
электронное послание не должно использоваться для пересылки секретной и конфиденциальной информации, регламент обмена которыми утверждается иными нормативно-правовыми актами.
2. Порядок обработки, передачи и приёма документов по электронной почте.
2.1. По электронной почте производится получение и отправка информации законодательного, нормативно-правового, учебного, учебно-методического характера, а также любой другой информации, совместимой с процессом образования.
2.2. Для обработки, передачи и приема информации по электронной почте в ОУ приказом директора назначается ответственное лицо – оператор электронной почты.
2.3. При создании электронного почтового ящика (ЭПЯ), сайта ОУ ответственное лицо направляет в муниципальный орган управления образованием свои электронные реквизиты для формирования базы данных образовательного учреждения.
2.4. Администрация ОУ должна обеспечить бесперебойное функционирование сервиса электронной почты и регулярное получение и отправку информации в течение всего рабочего дня.
2.5. Ответственность за ненадлежащую подготовку информации к передаче по электронной почте несет автор информации, предполагаемой к отправке.
2.6. Ответственность за отправку адресату и получение электронной почты несет оператор электронной почты.
2.7. Передаваемые с помощью электронной почты официальные документы должны иметь исходящий регистрационный номер.
2.8. Размер вложения почтового сообщении не должен превышать 5 Мбайт.
2.9. Все передаваемые учебно-методические и справочно-информационные материалы должны передаваться с сопроводительным письмом. Для отправки электронного сообщения пользователь оформляет документ в соответствии с требованиями по
делопроизводству, утвержденными в ОУ.
2.10. При получении электронного сообщения оператор:
передает документ на рассмотрение администрации ОУ или в случае именного сообщения - непосредственно адресату;
в случае невозможности прочтения электронного сообщения уведомляет об этом отправителя.
2.11. Отправка и получение электронных документов осуществляется с использованием программных продуктов, предназначенных для работы с электронной почтой в ОУ.
2.12. Учет электронных документов осуществляется путем регистрации в журнале регистрации входящих / исходящих документов.
2.13. Электронные документы дублируются в виде копий на бумажных носителях с присвоением номера входящего или исходящего документа. Сроки их хранения регламентируются иными нормативными актами.
3. Ответственность
3.1. Изменение наименования официального сайта и электронный документооборот и отвечающими за информатизацию системы муниципального образования несет ответственность ответственный по сайту.
3.2. Ответственность за функционирование электронного документооборота в учреждении несет директор ОУ.
Приложение 7.
Инструкция
по организации антивирусной защиты в МКОУ СОШ № 3
1. Общие положения
1.1. Настоящая инструкция предназначена для организации порядка проведения антивирусного контроля в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
«Средняя общеобразовательная школа № 34» (далее - ОУ) и предотвращения возникновения фактов заражения программного обеспечения компьютерными вирусами, а также фильтрации доступа пользователей ОУ к непродуктивным Интернет-ресурсам и контроля их электронной переписки.
1.2. Директором школы назначается лицо, ответственное за организацию антивирусной защиты в ОУ.
1.3. В ОУ может использоваться только лицензионное антивирусное программное обеспечение либо свободно-распространяемое программное обеспечение.
1.4. Установка, настройка и регулярное обновление антивирусных средств осуществляется только ответственным за организацию антивирусной защиты в ОУ.
1.5. Обязательному антивирусному контролю подлежит любая информация (текстовые файлы любых форматов, файлы данных, исполняемые файлы, почтовые сообщения), получаемая и передаваемая по телекоммуникационным каналам связи, а также
информация, находящаяся на съемных носителях (магнитных дисках, лентах, CD-ROM, DVD, flash-накопителях и т.п.).
1.6. Контроль информации на съёмных носителях производится непосредственно перед её использованием.
1.7. Файлы, помещаемые в электронный архив или на сервер, должны в обязательном порядке проходить антивирусный контроль.
1.8. Устанавливаемое (изменяемое) программное обеспечение должно быть предварительно проверено на отсутствие вирусов.
1.9. Факт выполнения антивирусной проверки должен регистрироваться в специальном журнале за подписью лица, ответственного за организацию антивирусной защиты.
2. Мероприятия, направленные на решение задач по антивирусной защите:
2.1. Установка только лицензированного программного обеспечения либо бесплатного антивирусного программного обеспечения.
2.2. Регулярное обновление и профилактические проверки (обновление ежедневное; профилактические проверки: 1 раз в неделю во вторник с 12.00).
2.3. Непрерывный контроль над всеми возможными путями проникновения вредоносных программ, мониторинг антивирусной безопасности и обнаружение деструктивной активности вредоносных программ на всех объектах информационно-коммуникационной системы (далее ИКС) ОУ.
2.4. Проведение профилактических мероприятий по предотвращению и ограничению вирусных эпидемий, включающих загрузку и развертывание специальных правил нейтрализации (отражению, изоляции и ликвидации) вредоносных программ на основе рекомендаций по контролю атак, подготавливаемых разработчиком средств защиты от вредоносных программ и другими специализированными экспертными антивирусными службами до того, как будут выпущены файлы исправлений, признаков и антивирусных сигнатур.
2.5. Внешние носители информации неизвестного происхождения следует проверять на наличие вирусов до их использования.
2.6. Необходимо строго придерживаться установленных процедур по уведомлению о случаях поражения автоматизированной информационной среды компьютерными вирусами и принятию мер по ликвидации последствий от их проникновения.
2.7. Обеспечение бесперебойной работы ОУ для случаев вирусного заражения, в том числе резервного копирования всех необходимых данных и программ и их восстановления.
3. Требования к проведению мероприятий по антивирусной защите
3.1. Ежедневно в начале работы при загрузке компьютера (для серверов ЛВС – при перезагрузке) в автоматическом режиме должно выполняться обновление антивирусных баз и серверов и проводиться антивирусный контроль всех дисков и файлов персонального компьютера и съёмных носителей.
3.2. Периодические проверки компьютеров должны проводиться не реже одного раза в неделю.
3.3. Внеочередной антивирусный контроль всех дисков и файлов персонального компьютера должен выполняться:
3.3.1. непосредственно после установки (изменения) программного обеспечения компьютера (локальной вычислительной сети) должна быть выполнена антивирусная проверка на серверах и персональных компьютерах ОУ;
3.3.2. при возникновении подозрения на наличие компьютерного вируса (нетипичная работа программ, появление графических и звуковых эффектов, искажений данных, пропадание файлов, частое появление сообщений о системных ошибках и т.п.);
3.3.3. при отправке и получении электронной почты оператор электронной почты обязан проверить электронные письма и их вложения на наличие вирусов.
4. Действия сотрудников при обнаружении компьютерного вируса
4.1. В случае обнаружения зараженных компьютерными вирусами файлов или электронных писем пользователи обязаны:
4.1.1. приостановить работу;
4.1.2. немедленно поставить в известность о факте обнаружения зараженных вирусом файлов ответственного за обеспечение антивирусной защиты в ОУ;
4.1.3. совместно с владельцем зараженных вирусом файлов провести анализ необходимости дальнейшего их использования;
4.1.4. провести лечение или уничтожение зараженных файлов.
4.2. При возникновении подозрения на наличие компьютерного вируса ответственный за организацию антивирусной защиты должен провести внеочередной антивирусный контроль.
5. Ответственность
5.1. Ответственность за организацию антивирусной защиты и выполнение положений данной инструкции возлагается на лицо, назначенное директором ОУ.
5.2. Ответственность за проведение мероприятий антивирусного контроля в ОУ возлагается на ответственного за организацию антивирусной защиты.
5.3. Ответственность за соблюдение требований настоящей Инструкции при работе на персональных рабочих станциях возлагается на пользователей данных станций или педагога, отвечающего за работу компьютерного класса.
5.4. Периодический контроль за состоянием антивирусной защиты в ОУ осуществляется директором ОУ и фиксируется Актом проверки (не реже 1 раза в квартал).
Приложение 8
Методические рекомендации «Безопасный Интернет»
В наши дни компьютер становится привычным элементом не только в научных лабораториях, но и дома, в школьных классах. Так, например, в Российской Федерации в настоящее время уже эксплуатируется не менее 5 млн. персональных компьютеров. В Западной Европе компьютер используют свыше 60% взрослого населения. Людей, ежедневно проводящих за компьютером по нескольку часов, становится все больше. При этом уже мало кто сомневается, что работа на персональном компьютере влияет на физическое и психологическое здоровье человека не самым лучшим образом. Длительное пребывание у экрана, неподвижность позы пользователя ПК, электромагнитные поля и излучения, мелькание изображения на экране – все это небезвредно для здоровья.
Бурное развитие компьютерных технологий и широкое распространение сети Интернет открывает перед людьми большие возможности для общения и саморазвития. Мы понимаем, что Интернет - это не только кладезь возможностей, но и источник угроз. Сегодня количество пользователей российской сети Интернет составляет десятки миллионов людей, и немалая часть из них - дети, которые могут не знать об опасностях мировой паутины.
Одним из средств решения этой проблемы может стать просвещение общественности и специальная подготовка профессионалов, в первую очередь, педагогов в сфере безопасного поведения человека, специалиста, школьника в мире компьютерных технологий и Интернет. В данном методическом пособии представлены материалы для разработки классных часов для школьников трех возрастных групп, направленные на обеспечение необходимыми знаниями в области психолого-педагогического и здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса, персонала и школьников, использующих персональные компьютеры и Интернет в профессиональной, учебной и внеучебной деятельности. Кроме того, пособие может быть интересно родителям школьников, так как содержит советы и рекомендации, как сделать компьютер и Интернет безопасным для своего ребенка.
Данные рекомендации - практическая информация для родителей и классных руководителей, которая поможет предупредить угрозы и сделать работу детей в Интернете полезной.
Родительское собрание
Тема: «Интернет: плюсы и минусы»
Цель: рассказать родителям, какие угрозы существуют и как их избежать.
«Ваши дети дома?»
Незатейливый вопрос, адресованный родителям, каждый вечер звучит в телеэфире. Дети дома, но в безопасности ли они?
С тех пор, как Интернет перестал быть роскошью и пришел буквально в каждый дом, он стал неотъемлемой частью жизни не только взрослых, но и детей.
Даже родители, некогда расценивавшие доступ во Всемирную сеть как баловство, вынуждены признать: Интернет содержит массу полезной для ребенка информации, помогает в выполнении школьных заданий, расширяет кругозор и является своеобразным
«окном в большой мир».
С другой стороны, только очень наивный взрослый не знает, сколько в Сети ресурсов, которые отнюдь не назовешь безопасными – особенно для детей, любопытных и жадных до новых знаний. Судите сами: программы, запрещающие доступ к «плохим» ресурсам, не оправдывают надежд, поскольку просто не в силах фильтровать все вредоносное содержимое.
Как должны родители помочь детям снизить эти риски? Простого ответа не существует.
Риски могут быть разными в зависимости от возраста и компьютерной грамотности
ребенка. Вот вы, родители, на данный момент знаете, какими сайтами пользуются ваши дети? Нет? Очень печально. Именно с этого надо начинать работу с безопасным интернетом.
Для детей и молодежи Интернет главным образом является социальной средой, в которой можно не только встречаться с друзьями, но и с незнакомцами. В Интернете пользователя могут обидеть, запугать или даже оскорбить. Лучшей защитой является руководство собственным здравым смыслом. Наиболее важной задачей является предупреждение
детей об опасностях Интернета, чтобы они вели себя осторожно. Кроме того, необходимо обсуждать с детьми все вопросы, которые могут у них возникнуть при использовании Интернета. Не отвергайте детей, а наоборот, постарайтесь как можно ближе расположить их доверие. Тогда вы будете в курсе той информации, которой владеют ваши дети.
Даже если ребенок не сталкивался с оскорблениями в Интернете, рекомендуется обсудить с ним следующие вопросы:
• Не распространяйте контактную или личную информацию, например, фотографии, без тщательного обдумывания возможных последствий. Интерактивная дружба может закончиться. Когда это произойдет, личная информация может быть отправлена
злоумышленникам.
• В Интернете каждый человек имеет право на уважительное отношение.
• Детям должна быть предоставлена возможность поговорить с родителями об отрицательном опыте.
Безопасное использование в соответствии с возрастом
Дети до 7 лет
Во время первого знакомства с Интернетом закладывается фундамент для его последующего использования и формирования хороших манер у детей. Детям дошкольного возраста нравится установленный порядок, и это является идеальным способом развития у детей навыков безопасного использования Интернета.
Дети до 7 лет могут не полностью понимать информацию, доступную в Интернете, и, например, не отличать рекламу от действительного содержимого. В этом возрасте родителям необходимо помогать детям в поиске подходящего материала. Дети часто не
видят разницы между использованием Интернета и играми или рисованием на компьютере.
На этом этапе вы можете установить первые внутренние правила использования компьютера.
Время, проводимое за компьютером, необходимо ограничить по причинам, связанным со здоровьем.
Поместите компьютер, например, в гостиной. При использовании Интернета дошкольниками рекомендуется присутствие взрослого.
Доступ к Интернету для дошкольников необходимо ограничить до списка знакомых веб- сайтов, выбранных заранее. Более подготовленные дети могут найти знакомые сайты в меню «Избранное» обозревателя Интернета.
Самым безопасным решением является создание для ребенка персональной рабочей среды, в которой выбор сайтов ограничивается только указанными сайтами.
Дети 7–9 лет
Юные школьники будут иметь дело с Интернетом не только у себя дома, но и в школе, и у друзей. Вы вместе с детьми должны обсудить, как использовать Интернет надлежащим образом и согласовать правила, которым необходимо следовать. Дети 7–9 лет уже могут иметь относительно хорошее представление о том, что они видят. Тем не менее, они не готовы к обращению со всем материалом, доступным в Интернете, особенно с пугающим или неуместным материалом (изображения, текст или звук). Разговор об этих материалах и объяснение различных вещей, с которыми дети могут столкнуться в Интернете, поможет детям стать ответственными и способными самостоятельно и безопасно работать в Интернете. Вы можете поделиться собственными мнениями и взглядами на использование Интернета, чтобы помочь своим детям.
В этом возрасте ограничения, защита и использование Интернета под присмотром по- прежнему являются первостепенными. Родителям и детям рекомендуется согласовать правила использования Интернета и пересматривать их по мере взросления детей.
Использование Интернета дома по-прежнему разрешено только в присутствии родителей. Это обеспечивает получение помощи в любой проблемной ситуации.
Если компьютер установлен в комнате, которой пользуется вся семья, использование Интернета становится естественным для повседневной жизни.
Ребенок еще не может определить надежность веб-сайта самостоятельно, поэтому ему всегда следует спрашивать разрешения у родителей перед публикацией личной информации.
Для предотвращения доступа к неуместным сайтам можно также применять программы фильтрации, но важно, чтобы родители по-прежнему активно участвовали в использовании Интернета ребенком.
Дети 10–12 лет
Школьники уже могут знать, как использовать Интернет в различных целях. Родители могут поддержать ребенка, выяснив, какие сайты могут помочь с домашним заданием, содержат информацию о хобби или других увлечениях ребенка. Интернет может также использоваться для планирования вопросов, касающихся всей семьи. Это дает возможность родителям и детям обсудить надежность разных сайтов, а также источники поиска полезной и качественной информации.
Ребенку необходим родительский присмотр и контроль, а также знание правил правильной работы в Сети. Тем не менее, ребенок может узнать, как избавиться от присмотра и обойти правила, если он будет считать их слишком ограничивающими или несоответствующими его потребностям.
Родителям и детям необходимо прийти к соглашению относительно разрешенных и запрещенных действий в Интернете, а также его использования. В соглашении должны быть учтены все потребности и мнения. Договоритесь, какую личную информацию можно разглашать и в каких случаях, а также поговорите о рисках, связанных с разглашением информации.
Если ребенок уже заинтересовался общением в чатах или IRC, вам следует обсудить с детьми их безопасность и контролировать их опыт в интерактивных обсуждениях.
Многие дети любопытны и любознательны, поэтому родителям необходимо акцентировать внимание на необходимости безопасного и осторожного использования.
Систему безопасности информации также необходимо обновлять.
Дети 13–15 лет
В этом возрасте Интернет становится частью социальной жизни детей: в Интернете они знакомятся и проводят время, ищут информацию, связанную с учебой или увлечениями. При более высоком уровне грамотности использование Интернета открывает множество возможностей. Родителям, может быть, очень сложно узнать о том, чем их ребенок занимается в Интернете. В этом возрасте дети также склонны к риску и выходу за пределы дозволенного. Технические ограничения и запреты могут оказаться неэффективным способом повышения уровня безопасности в Интернете.
Дети 13–15 лет могут захотеть сохранить свои действия в тайне, особенно если родители раньше не интересовались и не узнавали о способах использования Интернета ребенком. Важным моментом для семьи становится участие в открытых дискуссиях, а для родителей
• заинтересованность в том, что ребенок делает и с кем использует интернет ресурсы.
Что за угрозы подстерегают наших детей в виртуальном мире? Этот вопрос задают многие родители, которые ещё не сталкивались с проблемами использования интернета. Поэтому целью собрания является рассказать, какие угрозы существуют и как их избежать.
Даже случайный клик по всплывшему баннеру или переход по ссылке может привести на сайт с опасным содержимым!
Если вы не знаете с чего начать, ознакомьтесь с приведенными ниже советами, которые помогут вам научить детей принципам безопасной работы в Интернете.
1. Убедите своих детей делиться с вами впечатлениями от работы в Интернете. Путешествуйте в Интернете вместе с детьми.
2. Научите детей доверять интуиции. Если что-нибудь в Интернете будет вызывать у них психологический дискомфорт, пусть дети рассказывают вам об этом.
Если ваши дети общаются в чатах, пользуются программами мгновенной передачи сообщений, играют в сетевые игры или занимаются в Интернете чем-то другим, что
3. требует указания идентификационного имени пользователя, помогите им выбрать это имя и убедитесь в том, что оно не содержит никакой личной информации.
Запретите своим детям сообщать другим пользователям Интернета адрес, номер
4. телефона и другую личную информацию, в том числе номер школы и любимые места для игр.
5. Объясните детям, что нравственные принципы в Интернете и реальной жизни одинаковы.
6. Научите детей уважать других пользователей Интернета. Разъясните детям, что при переходе в виртуальный мир нормы поведения нисколько не изменяются.
Добейтесь от детей уважения к собственности других пользователей Интернета. Расскажите детям, что незаконное копирование продуктов труда других людей, в том
7. числе музыки, видеоигр и других программ, почти не отличается от воровства в магазине.
Убедите детей в том, что они не должны встречаться с интернет-друзьями лично.
8. Скажите, что интернет-друзья могут на самом деле быть не теми, за кого они себя выдают.
Объясните детям, что верить всему, что они видят или читают в Интернете, нельзя.
9. Скажите им, что при наличии сомнений в правдивости какой-то информации им следует обратиться за советом к вам.
Контролируйте действия своих детей в Интернете с помощью специализированного
10. программного обеспечения. Средства родительского контроля помогают блокировать вредные материалы, следить за тем, какие веб-узлы посещают ваши дети, и узнавать,
что они там делают.
Представьте себе Интернет, в котором нет порнографических сайтов, сомнительных социальных сетей, откровенных блогов, онлайн-казино, страниц, пропагандирующих фашизм, насилие и религиозную нетерпимость – словом, представьте себе действительно безопасный Интернет, в который вы спокойно «отпустите» своего ребенка одного. Недавно об этом можно было только мечтать, сейчас же каждый может убедиться в том, что мечта стала явью – достаточно скачать с сайта www.icensor.ru и установить на домашнем компьютере программу «ИнтернетЦензор».
Безусловный плюс «Интернет Цензора» в том, что программу эту каждый родитель может
«подстроить» под себя и своего ребенка, адаптировать к его интересам и увлечениям. Вам понадобится лишь пара минут на то, чтобы разрешить доступ к той или иной страничке. С другой стороны, если тот или иной «открытый» сайт покажется вам вредным для ребенка, запретить доступ к нему тоже не составит труда.
«Интернет Цензор» — удобная и простая программа, не требующая мощного компьютера
и специальных знаний. Распространяется она бесплатно, так же бесплатны и все обновления – это принципиальная позиция создателей программы, изменять которой они не собираются.
Говоря о безопасности детей в Интернете, акцент следует сделать на то, что самое главное – это доверие между родителями и ребенком, готовность взрослых к диалогу, обсуждению непростых вопросов, да и просто разговорам о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
Рекомендуем!
Школьный Яндекс - это полнофункциональная поисковая система для школьников.
Приложение 9.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
ПО УПРАВЛЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ДЕТЕЙ В ИНТЕРНЕТЕ
Интернет может быть прекрасным местом как для обучения, так и для отдыха и общения с друзьями. Но, как и весь реальный мир, Сеть тоже может быть опасна. Перед тем как разрешить детям выходить в Интернет самостоятельно, им следует уяснить некоторые моменты.
Расскажите своим детям об опасностях, существующих в Интернете, и научите правильно выходить из неприятных ситуаций. В заключение беседы установите определенные ограничения на использование Интернета и обсудите их с детьми. Сообща вы сможете создать для ребят уют и безопасность в Интернете.
Если вы не уверены, с чего начать, вот несколько мыслей о том, как сделать посещение Интернета для детей полностью безопасным.
Установите правила работы в Интернете для детей и будьте непреклонны.
Научите детей предпринимать следующие меры предосторожности по сохранению конфиденциальности личной информации:
• Представляясь, следует использовать только имя или псевдоним.
• Никогда нельзя сообщать номер телефона или адрес проживания или учебы.
• Никогда не посылать свои фотографии.
• Никогда не разрешайте детям встречаться со знакомыми по Интернету без контроля со стороны взрослых.
Объясните детям, что разница между правильным и неправильным одинакова как в Интернете, так и в реальной жизни.
Научите детей доверять интуиции. Если их в Интернете что-либо беспокоит, им следует сообщить об этом вам.
Если дети общаются в чатах, используют программы мгновенного обмена сообщениями, играют или занимаются чем-то иным, требующим регистрационного имени, помогите ребенку его выбрать и убедитесь, что оно не содержит никакой личной информации.
Научите детей уважать других в Интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде - даже в виртуальном мире.
Настаивайте, чтобы дети уважали собственность других в Интернете.
Объясните, что незаконное копирование чужой работы - музыки, компьютерных игр и других программ - является кражей.
Скажите детям, что им никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета. Объясните, что эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.
Скажите детям, что не все, что они читают или видят в Интернете, - правда. Приучите их спрашивать вас, если они не уверены.
Контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он делает на них.
Поощряйте детей делиться с вами их опытом в Интернете.
Посещайте Сеть вместе с детьми. Регулярно посещайте Интернет-дневник своего ребенка, если он его ведет, для проверки.
Будьте внимательны к вашим детям!
Приложение 11.
ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ
ПО БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ИНТЕРНЕТЕ
Для того чтобы обезопасить себя, свою семью, своих родителей от опасностей Интернета и причинения возможного ущерба, ребенок должен предпринимать следующие меры предосторожности при работе в Интернете:
• Никогда не сообщайте свои имя, номер телефона, адрес проживания или учебы, пароли или номера кредитных карт, любимые места отдыха или проведения досуга.
• Используйте нейтральное экранное имя, не содержащее сексуальных намеков и не
выдающее никаких личных сведений, в том числе и опосредованных: о школе, в которой вы учитесь, места, которые часто посещаете или планируете посетить, и пр.
• Если вас что-то пугает в работе компьютера, немедленно выключите его. Расскажите об этом родителям или другим взрослым.
• Всегда сообщайте взрослым обо всех случаях в Интернете, которые вызвали у вас смущение или тревогу.
• Используйте фильтры электронной почты для блокирования спама и нежелательных сообщений.
• Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. О подобных предложениях немедленно расскажите родителям.
• Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки. Расскажите об этом родителям